Проект «Живые уроки» призван, с одной стороны, дополнить и разнообразить учебную программу, показать ученикам практическое применение школьных предметов, а с другой - приобщить школьников к посещению музеев и других учреждений культуры.
Урок в музее - это отдельное занятие или цикл занятий в музее в рамках изучения определенного предмета школьной программы. Урок строится на основе музейных коллекций и использует экспозицию музея для более глубокого и прикладного изучения предмета. Главной отличительной чертой музейного урока является особая атмосфера и подлинность экспонатов.
В Музее краеведения и истории города Новочебоксарска в рамках всероссийского проекта прошёл "Живой урок" по географии на тему "Население Северной Америки". Его участниками стали учащиеся 7б класса (учитель географии Калаева О.Н., классный руководитель Кузьмина О.Е.).
Обучающиеся попробовали себя в роли путешественников-этнографов. Ребята познакомились с экспозицией из более 200 предметов. Коллекция собрана за тридцатилетний период художником из Краснодара И. Гуровым, который сам какое – то время жил в племени черноногих и изучал культуру индейцев Северной Америки.
Пока юноши осваивали военное дело, девушки смогли примерить нагрудные украшения и рассмотреть костюмы из замши и перьев, расшитые иглами дикобразов и бисером.
Особенно актуальным в год экологии стал вопрос о взаимодействии коренного населения Америки с природой. Выяснилось, что индейцы берегли и чтили природу, а некоторые племена считали Землю матерью всей жизни. Семиклассники разгадали природный календарь, определили звуки природы, пообщались на языке жестов и истолковали предсказания великих вождей: «Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, - только тогда вы поймете, что деньги есть нельзя».
Приятным сюрпризом стала возможность поиграть на музыкальных инструментах и побывать в жилище – типи.
Полученные знания ребята закрепили в ходе викторины «Индейцы Великих равнин».
В завершении учащиеся поработали в творческой мастерской «Мастерим как индейцы» и изготовили своими руками небольшую поделку на память. Каждый участник сформировал собственное мнение об услышанном, и выразил свои впечатления через творчество.
Музейный урок направлен на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; на формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.
«Выставка «Североамериканские индейцы. Мифы и реальность» поражает своим масштабом и разнообразием представленных предметов. Экспонаты очень яркие, запоминающиеся. На уроках в школьном кабинете буквально «на пальцах» приходится объяснять, как жили коренные народы Северной Америки, а здесь, в музее, все очень наглядно и ребята сами с удовольствием познают быт, традиции и культуру индейцев. Через прикосновение к предметам, через эмоции материал будет усвоен значительно лучше, чем, если бы дети прочитали об этом в учебнике. Мы стараемся как можно чаще включать музейные уроки в образовательную программу, это стимулирует обучающисхя к саморазвитию и самообразованию», - отмечает учитель географии Калаева О.Н.